Как кошки завладели сердцами французских живописцев

0
375

Многим известно, что в эпоху Средневековья, Франция, как и вся католическая Европа, в течение довольно долгого периода времени считала, что кошка – это пособница Дьявола и ведьмино отродье, с которым необходимо бороться.

На обеих картинах можно увидеть кошек как полноправных членов семьи.

Неудивительно, что на картинах той поры кошек практически не было. Первыми стали картины Луи Ленена (1598-1648) «Сельская семья» и «Посещение бабушки».  И это в то время, когда во Франции еще полыхали костры в день святого Жана, на которых сжигали и ведьм, и их «пособниц».

Луи Ленен «Посещение бабушки».
Луи Ленен «Посещение бабушки».
Луи Ленен «Сельская семья».
Луи Ленен «Сельская семья».

Одиночных статичных кошек можно увидеть и на картинах «Натюрморт с дичью и овощами» кисти Ф.Депорта (1661-1743) и «Хорошая мать» кисти Н.Деколе (1739-1792). На обеих картинах кошки либо спокойно составляют часть семейного интерьера, либо тянутся к дичи.

Франсуа Депорт «Собака и кошки дерутся на кухне».
Франсуа Депорт «Собака и кошки дерутся на кухне».

На картине «Прачка» Ж-Б Шардена (1699-1779) кошка тоже неподвижно и спокойно сидит неподалеку от женщины стирающей белье. Правда, на других полотнах этого живописца кошки не столь статичны. К примеру, на картине «Скат» белая кошка, вздыбившись, стоит над устрицами, которых она сбросила, а в ее позе читается страх и угроза одновременно. На другой картине этого же живописца кошка черепахово-белого окраса медленно подкрадывается к тарелке, которая стоит рядом с кувшином.

Жан Батист Симеон Шарден «Прачка».
Жан Батист Симеон Шарден «Прачка».
Жан Батист Симеон Шарден «Счастливый случай кошки-воришки».
Жан Батист Симеон Шарден «Счастливый случай кошки-воришки».
Жан Батист Симеон Шарден «Кошачье счастье».
Жан Батист Симеон Шарден «Кошачье счастье».

Художник XVIII-го века А.Ватто (1684-1721) видимо испытывал к этим животным особую любовь. Им была создана целая серия эскизов, на которых кошки находятся в самых разных позах.

А. Ватто «Радости бала».
А. Ватто «Радости бала».

Кошки отметились и в работах одного из лучших анималистов Франции Ж-Б. Удри (1686-1755). Получили известность литография с кошками О. Домье (1808-1879) и картина Т. Жерико (1792-1824) «Отдыхающая белая кошка».

Т. Жерико «Отдыхающая белая кошка».
Т. Жерико «Отдыхающая белая кошка».

В национальной галерее Лондона хранится «Потрет девочки с кошкой» кисти Ж-Б Перонно (1705-1783). И кошка, и девочка на этом портрете в одинаковой степени излучают красоту и выглядят совершено равными созданиями.

Ж.-Б. Перонно «Портрет девочки с кошкой».
Ж.-Б. Перонно «Портрет девочки с кошкой».

В XIX-он веке в обществе произошли значительные перемены, но кошки не покинули полотна французских живописцев. Например, на картине основоположника французского реализма Г.Курбе (1819-1877) «Масте6рская художника» за работой изображен живописец в окружении своих друзей и родных. А на переднем плане композиции находится играющая кошка. По мнению искусствоведов, в этом был своеобразный вызов академистам.

Г. Курбе «Мастерская художника».
Г. Курбе «Мастерская художника».

На прочих полотнах французских живописцев XIX-го столетия можно увидеть кошек гуляющих в выходные дни вместе со своими владельцами на природе, как на пример на картине Ж. Сера «Воскресный день». Их можно увидеть наблюдающими за домашней работой как на знаменитой картине «Крестьянка сбивающая масло» Ж-Ф. Милле или наблюдающими за происходящим в кафе, как на картине П. Гогена «Кафе в Арле».

Ж.-Ф. Милле «Крестьянка, сбивающая масло».
Ж.-Ф. Милле «Крестьянка, сбивающая масло».
П. Гоген «Кафе в Арле».
П. Гоген «Кафе в Арле».

Не осталось в стороне и любимое кошачье занятие – сон, который можно увидеть на картине того же Гогена «Не работай». В другой своей картине («Таитяне») Гоген снова не смог обойти кошачью тематику и расположил кошку у ног людей, подчеркнув таким образом атмосферу всеобщего безделья и расслабленности.

П. Гоген «Не работай».
П. Гоген «Не работай».

Особо стоит отметить картину великого представителя импрессионизма Огюста Ренуара «Женщина с кошкой». На ней миловидная молодая женщина нежно держит на руках кошку темно-серого цвета, которая прижалась своей головкой к ее лицу. При этом ее лапы торчат в разные стороны. Другая картина этого же живописца изображает женщину, которая внимательно наблюдает за принюхивающейся к большому комнатному цветку кошкой, вставшей на задние лапы.

О. Ренуар «Женщина с кошкой».
О. Ренуар «Женщина с кошкой».

renuar3

О. Ренуар «Жюли Мане с кошкой».
О. Ренуар «Жюли Мане с кошкой».
О. Ренуар «Спящая кошка».
О. Ренуар «Спящая кошка».

Красный цветок в волосах, сандалия на одной ноге и черный шнурок на шее Олимпии ярко дополняют ее образ.

Однако фурор среди французских почитателей живописи почему-то произвела черная кошка, запечатленная на картине «Олимпия» Э.Мане (1832-1883), которая была выставлена в парижском Салоне в 1865 году, через два года после ее создания. На картине можно увидеть девушку, лежащую на кровати. Никакой одежды на девушке нет, как нет и украшений. Олимпия и белое покрывало, вместе образуют крупное белое пятно на черном фоне, на котором находится черная кошка и принесшая букет негритянка.

Эдуар Мане «Олимпия».
Эдуар Мане «Олимпия».

Искушенному читателю понятно, что сюжет картины повторяет сюжет «Венеры из Урбино» Тициана. Однако Мане решил заменить богиню земной женщиной, а маленькую собачку черным котом, который был его любимым животным. Ощетинившийся кот с горящим взглядом невольно воскрешает воспоминания о средневековых баснях, о ведьмах и их кошачьих прислужниках.

Не исключено, что заменив собачку демонического вида котом, художник намекнул на то, что в обаянии Олимпии божественное вытеснено ведовским, демоническим, что шло вразрез с добродетельно-набожными нравами Второй империи. Мнения посетителей выставки разделились на два лагеря: одни были в восторге, тогда как другие кипели от негодования. Характерно, что один из негодующих, центральным объектом своего возмущения сделал именно черную кошку, закончив свое эссе словами: «что же можно сказать о черном коте, пачкающем постель своими грязными лапами!». В ту пору появилось множество карикатур на эту картину. Причем на каждой из них обязательно фигурировал черный кот с задранным кверху хвостом.

В 1868 году в Париже выходит книга Шамфлери «Коты», обложка которой была украшена офортом Э.Мане «Кот и цветы». Вообще, в работах Мане кошки появлялись довольно часто. Например, у него есть литография «Кошачье свидание» на которой кошки похожи на двух (черного и белого) танцующих эльфов и рисунок «Кошка», на котором животное спит, свернувшись калачиком, вывернув голову подбородком наверх.

Э. Мане «Кошачье свидание».
Э. Мане «Кошачье свидание».

По мотивам этой гравюры в том же веке были сделаны два канделябра, которые в настоящее время хранятся в одном из музеев Европы.

Кошки появляются и в иллюстрациях великого графика Г.Доре (1832-1883). На одной из них изображен кот в шляпе с пером, сапогах с отворотами и в плаще. Эта гравюра была создана в 1862 году для сказки Ш.Перро «Кот в сапогах». Кроме одежды, кота украшает ожерелье из мышиных голов, широкий пояс, к которому подвершены мешок, на который подвешена мышь, и мешочек (судя по всему кошелек) из которого торчит мышиный хвостик. Кошачьи лапы подняты кверху, а рот широко раскрыт: кот зовет своего хозяина на помощь, а тот притаился рядышком под кустом и хитро ухмыляется.

cat-in-boots

В конце XIX-го знаменитый художник Пабло Пикассо (1881-1973) входил в группу молодых художников, именовавшуюся «Черная кошка». Видимо название оказало влияние и на его творчество, поскольку в нем тоже встречаются эти животные. Но если на рисунке «Купание» (1905 г.) она трется о спину мужчины, просто олицетворяя собой преданность и нежность, то четверть века спустя в 1939 году она выглядит настоящим хищником с выпущенными когтями, раздувшимся брюхом и оскаленными клыками зажавшими птицу. Этот кот уже олицетворяет набравший в ту пору силу фашизм.

Пабло Пикассо «Кошка с птицей».
Пабло Пикассо «Кошка с птицей».

Для сравнения, на картинах Марка Шагала (1887-1985) кошки выглядят совсем иначе. Например, на картине «Париж из окна» можно увидеть сидящего на подоконнике рыжего кота с человеческим профилем. Нарисованная им же афиша к опере Моцарта «Волшебная флейта» показывает голубую кошку большого размера, голубого цвета и с улыбкой на человеческом лице.

Марк Шагал «Париж из окна».
Марк Шагал «Париж из окна».

XX-ый век тоже не забыл о кошках, и на картинах А. Дюрантона «Кошка» и Ж.Бокье (1970) «Швея» можно увидеть олицетворяющих независимость, уют и мир кошек. Современный художник Бертран Веркруис посвятил им пять акварелей. Видимо такая любовь французских живописцев к кошкам не осталась незамеченной искусствоведами и ими даже была предпринята попытка собрать изображения кошек, причем не только написанных французскими живописцами, но и вообще всеми живописцами мира.

В 1983 году в СМИ сообщалось, что Жан Клод Сюаре собрал произведения живописи посвященные кошкам всех эпох и народов . Этот материал был собран в альбом, но к сожалению больше никакой информации об этом альбоме нет.

Следует отметить, что Франция – не единственная страна, где художники питают такую страсть к этим животным. Однако даже французского наследия достаточно для того, чтобы подарить истинное наслаждение всем любителям не только живописи, но и кошек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь