Занимательная история древнегреческих кошек

0
2362

Современный человек привык к тому, что нас постоянно окружают различные коты, кошки и котята. Они могут быть нежно мурлыкающими и злыми, покладистыми и агрессивными, сообразительными и несговорчивыми, одним словом, разными. Порой создается такое впечатление, будто бы кошки окружали человека испокон веков и что так было всегда.

Если задуматься, то станет ясно, что некогда хомо сапиенс жил один – без кошки, которая в то время тоже прекрасно существовала без него и, скорее всего, никогда о нем не задумывалась. Причем это было не во времена наших далеких предков австралопитеков, и даже не во время, когда рядом с нашими предками кроманьонцами обитали коренастые неандертальцы, а, по эволюционным меркам, совсем недавно – всего несколько тысяч лет назад.

Фрейя, предводительница валькирий, в колеснице, запряжённой двумя котами.
Фрейя, предводительница валькирий, в колеснице, запряжённой двумя котами.

Известно, что первыми кошку приручили на Ближнем Востоке, скорее всего в Древнем Египте. Однако даже когда египтяне уже вовсю пользовались кошачьими услугами, в соседних странах, например в древней Греции, с кошками дела обстояли туго еще в течение многих столетий. Об этом свидетельствуют реальные исторические факты, говорящие о том, как проживали эти пушистые животные на территории Древней Эллады.

Кошка в древней Греции приравнивалась к богине охоты Артемиде.
Кошка в древней Греции приравнивалась к богине охоты Артемиде.

Поначалу древние эллины вообще не имели никаких кошек. Кошмар! Даже на Олимпе не было ни одной кошки. Ну, с олимпийскими богами-то еще все более менее понятно – они от нашествия крыс и мышей не страдали, и вряд ли грызуны забрались бы на такую высоту, но земным обитателям было в этом отношении значительно хуже. Чтобы бороться с вредителями они прибегали к самым разным средствам борьбы, включая не только примитивные мышеловки, но и ежей и ужей. Вот только ни те, ни другие не были особо эффективными, поскольку если с мышью еж справиться еще может, то крыса ему явно не по силам. Змеи же в силу своей хладнокровности вообще не нуждаются в постоянном поступлении пищи и, поглотив одну мышку, спокойно могут месяц-другой пробыть где-нибудь в темном уголке без еды.

Геркулес борется с Немейским Львом - Франсиско де Сурбаран.
Геркулес борется с Немейским Львом — Франсиско де Сурбаран.

Но вот однажды к грекам прибыли финикийские купцы. Торговля с греками, видимо, пошла бойко и они стали приплывать снова и снова. И именно они, уже познакомившись с кошками, обнаружили, что у греков этих животных нет и в помине. Понимая, какие выгоды сулит этот зверек, и с какими трудностями сталкивались древние греки, они решили продемонстрировать кошек родоначальникам европейского искусства и цивилизации. Расчет был выгодным, и дело пошло: в Греции началось настоящее помешательство на кошках.

Культ львов у древних греков присутствовал практически во всем.
Культ львов у древних греков присутствовал практически во всем.

О том, какой была мода на кошек среди греков, можно судить по тому, что этих животных покупали за колоссальные деньги, а один кот-крысолов мог стоить целой семьи рабов. Причем это были не полумертвые истощенные старики с детьми, а семья из сильного и здорового мужчины, которому нашлось бы применение на любой работе, красивой и сексуально привлекательной женщины, которая тоже без дела не осталась бы и их маленького ребенка. Но и они в глазах греков не стоили кошки!

Остров Делос в Греции..
Остров Делос в Греции..

Однако каким бы сильным ни был кошачий бум, в домах древних греков кошки по-прежнему встречались нечасто. И основным средством борьбы с мышами и крысами были все те же ужи, ежи да еще помогавшие им ласки и хорьки. Что же до кошачьих образов, то намного большей популярностью пользовался старший брат кошки – лев.

Это может показаться удивительным, но львов в Греции было больше, чем кошек, и их цена была ниже (во всяком случае, таких рабов за льва не отдавали).

В то же время кошек просто боготворили. Они жили не только в домах богачей, но еще и в храмах, где им пели песни и изображали на храмовых фресках и амфорах. Если кто-то убивал кошку, его постигало ужасное наказание. В лучшем случае убийца был обязан расплатиться с владельцем кошки другой кошкой, но ввиду того насколько они были редки и какова была их стоимость в рабах, сделать это было практически нереально. Поэтому убийца сам становился рабом или же его сажали перед всем народом на кол. Если убийца был особенно жестоким и издевался над животным, то его прилюдно кипятили в котле.

Статуи львов на руинах древнегреческого города.
Статуи львов на руинах древнегреческого города.

Хотя греки и позаимствовали у еще более древних египтян кошку, они не переняли их древнюю эротическую традицию натираться в процессе сексуальных игр кошками, однако одна из наиболее знаменитых и очень богатая гетера всегда была окружена своими верными друзьями, которыми, как несложно догадаться, были кошками.

Статуи львов на руинах древнегреческого города.
Статуи львов на руинах древнегреческого города.

Если верить одному из дошедших до наших дней мифов, гетера по имени Элана обладала целым состоянием в виде семи больших и пушистых кошек, которые своим мурлыканьем аккомпанировали сладострастных стонам, которые часто разносились по дому Эланы, когда к ней захаживали сами боги Олимпа. В образе юноши к ней заглядывал даже известный ценитель женских прелестей Зевс-громовержец, и, видимо, был столь впечатлен любовным искусством гетеры, что одарил ее саму способностью превращаться в черную кошку большого размера.

В понимании древних греков домашняя кошка была образом плодородия и любви.

К сожалению, о кошках древние греки писали очень мало, и о них говорит только очень небольшое количество рукописей. Но своим вниманием их одарил известный автор басен Эзоп, который написал басню о кошке, которой нужно было быстро съесть петуха, но у которой не было ни причины для этого, ни оправдания. В итоге петух был съеден просто безо всякой на то причины. Когда другой более известный русскому человеку автор басен – Крылов – решил изложить эту басню в стихах, он заменил кошку голодным волком.

Мозаика "Кошка".
Мозаика «Кошка».

Далее, когда эра античности подошла к концу, почитание кошек сошло практически к нулю, а когда на смену античности пришло жуткое средневековье, храмовое животное стало другом нечистой силы, которую изо всех сил нужно было уничтожать. Естественно, что уничтожали и кошек, причем в огромных количествах. Однако, в конце концов, здравый смысл победил мракобесие, и теперь кошки снова заняли достойное место в нашей жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь