Взаимосвязь «стимул-реакция» у кошек

0
78

В прежнее время среди психологов господствовала идея о том, что на поведение животного влияет связь между раздражителем (стимулом) и реакцией на него. Недостатком такого подхода было то, что подобная теория не оставляла места для таких факторов как врожденное поведение, инстинкт, сознание, мыслительный процесс, да и просто склонность к той или иной модели поведения.

Если постараться все предельно упростить, то научение можно определить как выявление связей между тем или иным действием и его следствием. Подобные ассоциации могут формироваться даже у ряда беспозвоночных животных. Первыми психологами было сделано открытие, что с одной стороны есть врожденное поведение, но с другой, в то же время, сделали вывод, что любая форма поведения является ответом организма на раздражители.

Психология кошки.
Психология кошки.

Например, в 1966 году нейропсихологии из Йельского университета (США) вживили большое количество электродов в мозг кошки. Операция проходила под общим наркозом, а когда кошка проснулась, она не помнила ничего из того, что с ней произошло. Когда все повреждения зажили, ученые принялись за эксперименты. Конечно, можно только посочувствовать этой лабораторной кошке, но все принявшие участие в эксперименте люди соглашались в том, что никаких попыток убежать кошка не предпринимала, и даже создавалось впечатление, что она ценит и может даже гордится своим особым положением и вниманием, которое она к себе привлекла. Кошке было невдомек, что после перенесения этой операции она стала, по сути, роботом.

Что нам известно о кошачьей реакции?
Что нам известно о кошачьей реакции?

На ошейник животного было закреплен своеобразный приемник с маленькими датчиками, к которым были присоединены небольшие проводки, которые отвечали за те или иные участки головного мозга. Используя это устройство животным можно было управлять, где бы оно ни находилось, даже если расстояние равнялось сотне километров. Отправив тот или иной радиосигнал, кошку заставляли чувствовать зуд, голод или жажду. Стимулируя таким образом определенную зону передних лобных долей мозга, ученые заставляли животное почувствовать фантастическую любовь или всепоглощающую ненависть. По мнению исследователей, важность данного эксперимента состояла все не в том, что можно было подтолкнуть кошку к тем или иным действиям, а в том, что обычный электрический импульс заставляет ее действовать в четко определенном направлении.

Ученые тщательно исследуют взаимосвязь "стимул-реакция" у кошек.
Ученые тщательно исследуют взаимосвязь «стимул-реакция» у кошек.

Ранее психологи считали, что любая форма научение представляет собой просто цепочку реакций. Теорию «стимул-реакция», признали подходящей как для животных, так и для человека. В настоящее время признано, что по крайне мере многие млекопитающие способны к достаточно сложным мыслительным процессам. Основная масса высших животных обладает какими-то собственными представлениями об окружающей их действительности и о том, что в ней происходит и, принимая решение, они часто обращаются к этим представлениям.

На самом деле человек может вообще не знать, каким видит мир кошка.

Если сделать видеозапись на уровне глаз кошки и добавить к этому звуки, которые в состоянии различить человеческое ухо, можно будет получить приблизительное представление о том, каким видят мир кошки. Однако сколько ни вставляй кошкам в мозг электроды, проникнуть в их мысли, скорее всего, не удастся никогда. И чтобы хотя бы отчасти исследовать кошачий ум, нам потребуются более гуманные и подходящие тесты. Гораздо перспективнее было бы понять, какими путями шло развитие этих животных, что послужило предпосылками их поведения и каким образом они приспосабливались к условиям их жизни.

Ассоциативно-рефлекторная теория (тория классического обуславливания) разработанная Павловым, отражает всего одну, причем, простейшую форму научения. Теория Павлова изучает связь между раздражителем и реакцией на таковой. Например, безусловный раздражитель, сознание ассоциирует с мотивационным состоянием и приводит в действие врожденную реакцию организма, которую называют безусловной. Безусловным раздражителем можно считать, например, запах еды, мотивационным состоянием – голод, а слюноотделение – это уже безусловный рефлекс. Если одновременно с безусловным раздражителем использовать какой-либо условный (лампочка, звонок), то со временем безусловный рефлекс выработается и на него тоже.

Безусловный рефлекс станет условным и тогда слюна потечет на звук звонка, зажженную лампочку, зов хозяина и т.д.

Для обитающих в природе кошек безусловным раздражителем является причиненная агрессивным котом боль. Безусловный рефлекс в данном случае – стремление убежать, чтобы избежать боли. В дальнейшем уже один вид агрессора станет условным раздражителем и будет вызывать условный рефлекс побега, несмотря на отсутствие боли. Если агрессор будет находиться на приличном расстоянии, то кошка, скорее всего, мотивируется не на побег, а на то, чтобы не быть обнаруженной.

Так формируется связь безусловного и условного раздражителя, однако непосредственная реакция будет зависеть от мотивационного состояния кошки. Кроме того, теорию классического обуславливания значительно осложняют врожденные инстинкты кошки. Кошачьи уши способны слышать даже легкие шорохи. К примеру, во время проведения эксперимента, пища появлялась одновременно с десятисекундным звонком, который доносился с двухметрового расстояния. В итоге кошки стали бежать на звук, искать вокруг громкоговорителя пищу и даже совершали на него нападения. Порой даже игнорировалась сама пища.

Кошачьи уши способны слышать даже легкие шорохи.
Кошачьи уши способны слышать даже легкие шорохи.

Потребовались сотни попыток, чтобы приучить кошек иди к пище по звонку. В то же время аналогичный эксперимент с крысами прошел совершено иначе и животные быстро поняли, что к чему и не обращали на источник звука никакого внимания. И здесь дело вовсе не в том, что крысы умнее кошек. Просто для кошки звук является признаком нахождения возможной добычи, на который она реагирует сообразно со своими инстинктами, поскольку знает, что шум, который издает добыча, обычно находится там же, где находится и она сама. Но со временем они начинают понимать, что связь между условным и безусловным раздражителями совсем другая и начинают игнорировать звонки, колокольчики и прочее.

Непосредственная реакция будет зависеть от мотивационного состояния кошки.
Непосредственная реакция будет зависеть от мотивационного состояния кошки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here