Комплексное обучение кошки и принятие решений

0
158

Как именно кошки принимают решения, делая, например, выбор между разными видами добычи? И как они определяют за кем им выгоднее охотиться?

Наверняка многим доводилось видеть кошек, которые застыв в нерешительности, нервно подергивали хвостом, словно не зная, что им делать. И непонятно: то ли они просто прислушиваются к тому, что происходит по соседству, то ли действительно взвешивают все «за» и «против»

Комплексное обучение кошки: с чего начать?
Комплексное обучение кошки: с чего начать?

Ученые, которыми исследовался механизм принятия решений у кошек, для прояснения этой ситуации использовался тест на выбор того или иного объекта. Например, кошкам показывали два разных кубика, и если кошка выбирала один из них, то ей давали вознаграждение. И если кошки получали награду за выбор одного и того же кубика, то им быстро становилось ясно, какой именно кубик нужно выбирать. Если же вознаграждение было распределено в пропорции один к одному, то и каждый кубик они выбирали примерно поровну. Если же за какой-то один кубик они получали поощрение в 90% случаев, то они предпочитали выбирать его все время, рассчитывая получить таким образом максимальное количество вознаграждений. Кода ученые попробовали другие соотношения (80 к 20, 70 к 30, и 60 к 40), то количество выбранных кубиков соответствовало количеству полученных вознаграждений. Обнаруженный механизм оказался довольно простым: основная масса кошек настойчиво добивается реакции на тот стимул, выбор которого в предыдущей попытке обеспечил им пищу и если их ожидания не оправдывались – они переключались на другой.

Зачастую кошкам нужно принять решение, когда раздражитель является комплексным.
Зачастую кошкам нужно принять решение, когда раздражитель является комплексным.

Кошачья жизнь – это не одни только инстинкты или выбор из нескольких возможных вариантов. Зачастую кошкам нужно принять решение, когда раздражитель является комплексным, или когда раздражителей сразу несколько. Например, кошка не станет «включать» реакцию «поймай» на такой стимул как «пушистое животное», если этим животным будет корова. Раздражители, с которыми сталкивается кошка в естественной среде обитания, как правило, достаточно сложные и сразу объединяют в себе ряд признаков, таких как, запах, звук, движение, цвет, яркость, форма и размер. В таком случае, кошка должна именно рассуждать, сводя воедино различные характеристики потенциальной добычи. Можно добавить в эту кошачью головоломку еще и то, что добыча в большинстве случаев использует различные уловки или маскировку, чтобы не стать жертвой кошки. Но в тестах кошки делали выбор между объектами, разница между которыми состояла только в одном признаке. А как бы они отреагировали, если бы раздражители были более сложными?

Кошка не станет «включать» реакцию «поймай» на такой стимул как «пушистое животное», если этим животным будет корова.
Кошка не станет «включать» реакцию «поймай» на такой стимул как «пушистое животное», если этим животным будет корова.

Во время проведения экспериментов, целью которых было выявить, какой из пары признаков для кошек важнее, котятам предлагали выбирать различавшиеся по цвету и форме прямоугольники. В начале их обучили выбирать горизонтально расположенный черный прямоугольник. После этого им был предложен выбор из четырех пар. В каждой паре объекты различались либо по форме, либо по цвету. Котята быстро сообразили, что вознаграждение можно получить, выбрав горизонтально ориентированный цветной объект. Таким образом, они воспринимали и тот и другой признак, не отдавая предпочтения ни одному из них, тогда как, например, крысы во время таких же экспериментов концентрировались либо на форме объекта, либо на его цвете.

Как сформировать реакцию у кошек?
Как сформировать реакцию у кошек?

Сложилось такое впечатление, что кошки обращали более пристальное внимание на то, замкнута или открыта фигура. Они быстрее обучались отличать Л-образную фигуру от круга, чем круг от квадрата. Также кошками принималось во внимание соотношение площади объекта и числом его сторон. Кода кошкам предлагался на выбор ряд больших и маленьких кругов и треугольников черного и белого цвета, кошки быстро сообразили, что важнее всего форма. При этом, понимание важности формы при выборе объекта не зависело от того, были круги и треугольник, которые использовались во время обучения, одного цвета и размера или же разных.

Предположительно, такое предпочтение формы связано с охотничьими инстинктами кошки, которая, во-первых, не имеет такого развитого цветового восприятия как человек, во-вторых, охотится в сумеречное время, когда цвета не столь различимы, а в-третьих, отличает добычу примерно одинакового размера, ориентируясь в основном на форму тела, или даже на ее силуэт. Разумеется большую роль играет и обоняние, но если говорить только о визуальных раздражителях, то отличие между грызуном и, например, ядовитой змей примерно того же размера, будет состоять в основном в различной форме этих животных.

Что делать, если кошка не поддается обучению с первого раза?
Что делать, если кошка не поддается обучению с первого раза?

А вот с чем кошки справлялись не слишком хорошо, так это с определением парных и непарных объектов. Для сравнения можно сказать, что шимпанзе достаточно быстро поняли разницу между парными и непарными объектами, когда им предлагали выбрать, например, между одним кругом и двумя треугольниками именно непарный объект. Кошки тоже справилась с этой задачей, но после длительного обучения, и тех «высот», которые демонстрировали шимпанзе, они так и не достигли, за исключением только одной, видимо, наиболее одаренной кошки. Эта кошка сообразила, что при выборе следует отдавать предпочтение не какому-то объекту определенной формы, а именно непарному. Таким образом, этой талантливой кошке удалось обобщить правило «непарности». Правда, учитывая специфику кошачьего мышления, можно предположить, что этот принцип понимали и другие кошки, которые просто отказались сотрудничать с исследователями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ